Авиакомпании бизнес-класса


    Адрес статьи: www.afisha.ru/article/3037/

    Авиакомпании бизнес-класса, появившиеся в последние годы, чем-то похожи на бюджетных перевозчиков. Как и лоу-косты, они экономят деньги на том, что предлагают только один вид услуг — попроще, но и дешевле, чем традиционные авиакомпании. Услуги эти — перелеты бизнес-классом на самых востребованных направлениях мира.

    Обычные авиакомпании традиционно рассматривают бизнес-путешественников как дойных коров: тарифы первого и бизнес-класса могут в 5–10 раз превышать цены в экономе. Авиакомпании пользуются тем, что многие бизнесмены считают ниже своего достоинства полет экономом и готовы переплатить за бизнес или первый класс (который, впрочем, остался у считаных перевозчиков в мире). Цены в результате гонки за престижем получаются немалые: к примеру, British Airways требует за полет из Лондона в Нью-Йорк (7 часов) и обратно в бизнес-классе 5751 евро. Если пассажир согласен на солидные штрафы при возврате билета и на фактический запрет его обмена — цена снижается до 3969 евро. Билет, который нельзя ни сдать, ни обменять, а купить нужно минимум за несколько недель до рейса, что редко подходит бизнес-пассажирам, стоит 3424 евро (1750 евро при покупке за много месяцев вперед). И большого выбора, по сути, тут нет.

    В конце концов всем это порядком надоело, и с 2005 по 2007 год на сцене появились несколько авиакомпаний, предлагающих только бизнес-класс, но по относительно невысоким тарифам. Американские Eos и MAXjet и британская Silverjet первым делом освоили самую прибыльную в мире линию Лондон–Нью-Йорк, где премиум-пассажиров всегда в достатке: около 1500 ежедневно в каждую сторону. Французская L’Avion тем временем вышла на маршрут Париж–Нью-Йорк, а Silverjet — на линию Лондон–Дубай. Все они использовали специальные компоновки салонов самолетов. У MAXjet и Silverjet — около 100 мест во вмещающем обычно до 300 пассажиров Boeing 767, у L’Avion — 90 пассажиров в обычно 220-местном Boeing 757–200, у Eos, позиционировавшей себя как компанию первого класса, — и вовсе только 48 мест в том же самолете. Перелеты в неглавные аэропорты (Ньюарк под Нью-Йорком, Стэнстед и Лутон в Лондоне, Орли в Париже) позволяли уменьшить вероятность опозданий. Кроме того, там им было проще оборудовать собственные салоны или даже мини-терминалы. Свои терминалы решили одну из главных проблем бизнес-пассажиров — им уже не нужно пробираться вместе с прочей толпой сквозь основной терминал к обычным стойкам регистрации и затем на паспортный контроль и контроль безопасности. Вместо этого на регистрацию в свой терминал можно приехать за полчаса до вылета рейса (за 45 минут при наличии сдаваемого багажа), моментально пройти все формальности и успеть выпить кофе в салоне авиакомпании до посадки в самолет. Посадка и высадка тоже производится быстро (50 пассажиров — не несколько сотен), а по прилете в салоне можно принять душ перед рабочим днем. Сервис во время полета мало чем уступает традиционным перевозчикам. Полностью раскладывающимися в кровать креслами свои самолеты оборудовала только Eos, почти горизонтальные кровати установили MAXjet и Silverjet, а пассажиры L’Avion могут полулежать в своих креслах — спинка отклонена от горизонтали на 40 градусов. И опять же — в самолете нет толпы.

    Все это продавалось за вполне умеренную плату. Стандартный минимальный тариф Eos, например, составлял 1244 евро в одну сторону и 1740 евро туда-обратно (на непопулярные даты — от 1356 евро туда-обратно), а MAXjet и вовсе порой предлагал невозвратные билеты туда-обратно менее чем по 1000 евро.

    Вся эта идиллия обрушилась за последние месяцы. За неделю до Нового года о банкротстве объявила MAXjet, а в конце апреля ее примеру последовала Eos. Компании не выдержали рекордно высоких цен на нефть и жесткой конкуренции — рейсы удавалось заполнять чуть более чем наполовину. Не может пока выйти в плюс и Silverjet, которая ведет переговоры о продаже своего бизнеса одной из крупных авиакомпаний — предположительно Lufthansa.

    Традиционные авиакомпании быстро оценили преимущества рейсов без экономкласса и постарались прибрать этот рынок к рукам. Они сконцентрировались в основном на дальних направлениях, где существует стабильный бизнес-поток, но мало путешественников экономкласса.

    Первой стала Lufthansa, начавшая рейсы Дюссельдорф–Нью-Йорк и Дюссельдорф–Чикаго, а затем заменившая их на Мюнхен–Дубай и Франкфурт–Нью-Йорк. Air France открыла такие полеты на линиях из Парижа в нефтяные города Азии и Африки. На этих рейсах, получивших имя Dedicate, иногда запрещают подавать спиртное — чтобы проведшие много месяцев без него на вышках нефтяники не перепились в воздухе. Японская ANA летает из Токио в Бомбей, а Lufthansa собирается из Франкфурта в соседнюю с Бомбеем Пуну, где сильна IT-индустрия. Virgin Atlantic и British Airways вынашивают планы занять место Eos и MAXjet на линиях из Лондона в США.

    Для полетов по этому маршруту British Airways готова использовать даже маленький Airbus A318 с 32 местами — ради возможности полетов из лондонского аэропорта Сити, близкого к одноименному деловому району в центре города. Причем взлетать из Сити придется с неполными баками и делать потом на пути в США посадку для дозаправки в Ирландии. Singapore Airlines также с мая начала бизнес-рейсы из Сингапура в Нью-Йорк и Лос-Анджелес.

    Тарифы, как и следовало ожидать, аналогичны обычным ценам бизнес-класса этих авиакомпаний. Полет на бизнес-рейсе Lufthansa из Франкфурта в Нью-Йорк и обратно стоит в зависимости от условий тарифа от 2172 евро до 3292. Singapore Airlines требует за перелет из Сингапура в Лос-Анджелес и обратно от 4918 евро, в Нью-Йорк — от 5623 евро. На ее обычных рейсах та же цена, но лететь приходится с промежуточной посадкой во Франкфурте.

    Несмотря на крах большинства не имевших запаса прочности бизнес-авиакомпаний, сегмент регулярных перевозок без экономкласса вряд ли останется пустым. Последний появившийся проект — английской компании Premjet, собирающейся в будущем году начать полеты из Лондона и Манчестера по курортным городам Европы, куда летают по большей части бюджетные авиакомпании без бизнес-класса. Идея выглядит сомнительной: на коротких расстояниях график важнее удобств, а высокая частота полетов для подобной компании невозможна. До сих пор бизнес-рейсы совершались фактически только на дальние расстояния. Но это явно не последний проект бизнес-авиакомпании — тем более если рост топливных цен хоть ненадолго замедлится.

    Юрий Плохотниченко
    01.06.2008

    Источник: Афиша-Мир

    Смотрите также:

    Новости

    10.01.25 Air Arabia будет выполнять рейсы между Сочи и Шарджей
    27.12.24 Мили "Аэрофлот Бонус" можно использовать для покупки билетов на рейсы "Победы"
    19.12.24 Air China будет летать между Минском и Сианем
    17.12.24 "Аэрофлот" открывает продажу субсидированных авиабилетов на 2025 год
    13.12.24 Wizz Air предлагает купить годовой абонемент на полеты
    12.12.24 S7 Airlines разрешила делиться статусными милями
    09.12.24 "Аэрофлот" открывает рейсы из Москвы в Улан-Удэ
    02.12.24 "Якутия" проводит однодневную распродажу авиабилетов
    01.12.24 "Ямал" будет летать из Москвы в Новый Уренгой
    Появился новый бессрочный уровень в программе лояльности "Аэрофлот Бонус"