Поощрительные программы для часто летающих пассажиров. Frequent Flyer


    Введение

    Ознакомившись, как автор искренне надеется, с публикацией "Какие бывают тарифы", Вы в курсе того, как формируется стоимость авиабилета и как ее минимизировать. Но, наверное, не существует такой цены, которая казалась бы "слишком дешевой", в связи с этим, очень часто возникает вопрос об участии в поощрительных программах авиакомпаний. Разобраться что это такое, и какие преимущества такое участие дает Вам - цель данной статьи.

    Сразу следует оговориться, никаких скидок ни одна программа для часто летающих пассажиров НЕ ДАЕТ. Смысл всех подобных программ - "набрано нужное количество очков - приз на выбор", "набрано необходимое количество баллов для перехода на более высокий уровень программы - открыт доступ к определенным привилегиям". Более того, как следует из самого названия подобных программ, чтобы действительно что-то "заработать", НЕОБХОДИМО действительно ЧАСТО ЛЕТАТЬ. Если Вы планируете "налетать" с одной компанией 3-5 полетов в год (что, в общем-то, для обычного пассажира не так уж и мало), то карточку стоит заводить только с целью украшения Вашего бумажника. Если Вас подобное вступление не отпугнуло, то ниже мы рассмотрим принцип бонусных программ более подробно.

    Классификация

    Конечно, каждая уважающая себя авиакомпания (недавно к таковым присоединился и Аэрофлот) считает нужным иметь свою бонусную программу, но к счастью, заводить карточку на каждую необходимости нет, поскольку все более или менее известные альянсы авиакомпаний охотно зачисляют баллы "заработанные" на их партнерах. К числу наиболее известных альянсов можно отнести: "Star Alliance" - Lufthansa, SAS, Austrian Airlines, United Airlines, Varig, Air Canada, Ansett Australia, Air New Zealand; "Oneworld" - British Airways, American Airlines, Finnair, Iberia, Cathay Pacific, Qantas; "Qualifier Group" - Swissar, Sabena, Air Portugal, Crossair, Turkish Airlines, а также альянс KLM, Northwest, Alitalia. К сожалению, участники таких альянсов далеко не постоянны, поэтому вполне возможно, что в момент, когда Вы читает данную статью "соотношение сил" уже изменилось.

    В каждой программе есть несколько (обычно 3-4) уровней участия. Называются они у каждой авиакомпании по-своему, но смысл от этого не меняется - от начального уровня до самого привилегированного. Очень часто функции бонусной карточки объединены с функциями кредитки.

    Как вступить в программу для часто летающих пассажиров

    Вступить в программу может любой человек старше 18-ти лет (совершенно бесплатно), заполнив специальную анкету и отправив ее по почте в центр бонусной программы данной авиакомпании. Обычно, на анкете имеется временная "картонная" карточка участника, по которой сразу же можно зарабатывать баллы (сохраняя на всякий случай оригиналы посадочных купонов). Через некоторое время (2-4 недели) авиакомпания пришлет Вам вступительный пакет документов, постоянную пластиковую карточку участника (естественно, самого низкого уровня) и правила участия в данной программе.

    Как зарабатываются очки

    Для того чтобы получить некое количество очков необходимо:

    • Само собой купить билет. Имейте в виду, что на ряд тарифов (обычно "promotion" - рекламные, "supersaver" - очень дешевые специальные тарифы) некоторые авиакомпании очков не начисляют.
    • Указать оператору при бронировании (или выписке) авиабилета номер своей карточки участника.
    • Предъявить Вашу карточку при регистрации на рейс. (Сохранить посадочный талон на тот случай, если авиакомпания по какой-либо причине очки Вам за данный полет не начислит).
    • Многие авиакомпании имеют партнеров в сфере наземного обслуживания (отели, компании по аренде автомобилей и т.п.). Поэтому, при использовании подобных услуг, Вы также можете предъявить свою карточку участника. Вы всегда сможете проверить свой баланс правильность начисления Ваших баллов по специальному телефону (назвав свой PIN - код), указанному в правилах участия программы или на сайте бонусной программы данной авиакомпании.

    Виды поощрений

    Наибольшее распространение получили три вида поощрений часто летающих пассажиров:

    • Бесплатный билет.
    • Бесплатный upgrade (повышение класса обслуживания). Например, возможность лететь в бизнес классе, имея оплаченный билет экономического класса.
    • Бесплатная туристическая поездка, бесплатная гостиница, бесплатная аренда автомобиля и т.п.

    Сколько стоит бесплатный билет

    Рассмотрим наиболее "открытые" бонусные системы авиакомпаний Аэрофлот, KLM и SAS. Попробуем привести их к общему знаменателю, выбрав маршрут: Москва - Нью-Йорк - Москва, а в качестве "бонуса" бесплатный билет экономического класса по тому же маршруту. Оценим сколько полетов необходимо совершить в июле 2000 года (и сумму тарифов), чтобы получить бесплатный билет. Авиакомпания выписывает нам этот билет - добавив к количеству полетов еще один (здесь мы не учитываем, что некоторые авиакомпании взимают определенные сборы за оформление бесплатного билета). Разделив затраченную нами сумму на получившееся количество перелетов, получим среднюю стоимость каждого билета (включая бесплатный) и приведем полученную прибыль в процентном соотношении к "нормальному" тарифу.

    Количество баллов, необходимых для получения бесплатного билета Количество баллов за один перелет Необходимое количество перелетов Тариф одного перелета, у.е. Суммарный тариф, у.е. Прибыль на авиабилете, у.е. Прибыль в % от тарифа
    Аэрофлот 70000 7478 9,36 644 6028 62,15 9,65%
    KLM 65000 5700 11,4 591 6737 47,69 8,07%
    SAS 70000 11400 6,14 549 3371 76,87 14,00%

    Давайте оценим полученные результаты.

    1. Аэрофлот. Стоимость 644 у.е. - минимальный тариф, по которому Аэрофлот начисляет бонусные баллы. У авиакомпании существует тариф 590 у.е. по тому же маршруту, но очки по этому тарифу не начисляются ("supersaver"). Умножим количество перелетов на данный тариф (590*9,36=5522) и вычтем из суммы тарифов, по которым баллы засчитываются: 6028-5522=506! Оказывается, экономия на девяти с лишним перелетах составила всего 84 у.е., если учесть сложность получения бесплатного билета (см. "Как получить вознаграждение"), то выгода от участия (по крайней мере, на этом направлении в данный сезон) очень сомнительна. (Реальный процент "прибыли" в данном случае - 1,25%).
    2. KLM. Желание получить бесплатный билет данной авиакомпании можно объяснить только большой любовью к надежности и комфорту голландского национального перевозчика. Здесь можно, конечно, спорить, но то, что мы на бесплатном билете в данном случае ничего не заработаем, - очевидно. Но существенное преимущество - большое количество рейсов авиакомпании и ее партнеров (от Арубы до Новой Зеландии).
    3. SAS. Результат, казалось бы, говорит о скандинавской щедрости, но в данном случае все так же далеко не безоблачно. Дело в том, что у скандинавской компании не так уж много международных рейсов. А существующие стыковки, зачастую с ночевками, поэтому долгожданный бесплатный билет вряд ли поможет Вам с комфортом отдохнуть с семьей, когда дорог каждый день редкого отпуска. Впрочем, на вкус как говорится...

    Пойдем еще дальше. Выберем пять направлений (Нью Йорк, Лондон, Париж, Бангкок и Токио) и по той же методике рассчитаем средний процент "прибыли" от тарифа. Результат сведем в диаграмму.

    (Все приведенные выше вычисления имеют смысл только в случае, если необходимое количество перелетов СОВЕРШЕНО. Дело в том, что набранные Вами баллы далеко не вечны и действуют для разных авиакомпаний от 2-х до 5-ти лет, по истечении которых, соответственно пропадают.)

    Казалось бы, результат Аэрофлота просто безнадежен...(изначально программа планировалась для поощрения пассажиров бизнес и первого класса). Но наши вычисления были бы до конца верны, если бы все авиакомпании имели одинаковые тарифы на все направления. На практике это далеко не так, поэтому сложим минимальные тарифы авиакомпаний на выбранных нами направлениях и вычтем "бонусную прибыль" (подразумевается, что бесплатный билет мы когда-нибудь заработаем). Результат сведем в диаграмму.

    Результат достаточно предсказуем - летать родным (порой не заслуженно ругаемым) Аэрофлотом БЕЗ ВСЯКИХ БОНУСОВ дешевле. Автор еще раз акцентирует Ваше внимание на то, что данные расчеты справедливы для полетов в июле 2000 года и применимы к минимальным тарифам экономического класса рассмотренных авиакомпаний.

    Легко ли получить причитающееся Вам вознаграждение

    Допустим, Вам удалось накопить необходимое количество очков для получения бесплатного билета по выбранному маршруту. Не спешите потирать руки, давайте рассмотрим, какие трудности могут подстерегать Вас на этом этапе:

    • Бесплатный билет может быть оформлен только "туда и обратно".
    • Количество мест, которые авиакомпания квотирует под бесплатные билеты КРАЙНЕ ограничено (к тому же данная квота предназначена не только для "счастливчиков", как Вы, но и для сотрудников авиакомпании, которых много больше). Поэтому, далеко не факт, что желаемое место достанется именно Вам. В период высокого сезона и повышенного спроса это почти невозможно.
    • Существуют периоды, в которые возможность лететь по бесплатному билету, не предусмотрена вовсе (так называемые "blackout dates"). Например, Аэрофлот не выпишет Вам билет в США на периоды 16 - 31 июля, 25 августа - 10 сентября и 15 - 31 декабря. Согласитесь не малый отрезок времени. Естественно, эти периоды меняются из года в год и различны для авиакомпаний, например, перечисление дат для полетов с NorthWest в рамках программы KLM "Летучий голландец" занимает восемь строк текста.
    • Существует определенный срок, за который необходимо заказать билет. Например, KLM - за 2 недели минимум (но желательно не позднее 6-ти), SAS - не позднее 7-ми дней до вылета, Аэрофлот - 72 часа до вылета (но для получения бесплатного билета Аэрофлота Вам понадобится "Премиальный сертификат", который необходимо оформить лично и заранее).
    • Возврат очков по уже выписанному билету ни одна компания не производит. Изменения дат и маршрута возможны только за определенный срок со значительными штрафами.
      За оформление бесплатного авиабилета некоторые авиакомпании взимают определенную плату. Например, Swissair - $45. В любом случае, аэропортовые сборы Вам придется оплатить, а это на некоторые направления достаточно значительная сумма. Например, для полетов в США ~ $70, в Великобританию ~ $60.

    Как перейти на более высокий уровень программы, и какие преимущества это дает

    К сожалению, стать элитным участником бонусной программы суждено далеко не каждому. Судите сами. Аэрофлот ("Золотой уровень") - необходимо набрать 150 000 очков в течение года. (20 перелетов Москва - Нью-Йорк - Москва). Мало того, если необходимый минимум в дальнейшем не выполняется, то участник автоматически переводится на более низкий уровень.

    Преимущества, которые дает даже САМЫЙ высший уровень участия, достаточно скромны:

    • Высший приоритет в листе ожидания (очень редкая авиакомпания гарантирует Вам место на рейсе, но не класс обслуживания, и то, при обращении в компанию не позднее 72-х часов).
    • Дополнительный бесплатный багаж (обычно 20 кг). Сложно представить себе, что человеку, налетавшему 25 перелетов в бизнес классе SAS, вдруг понадобится везти с собой 50 кг багажа.
    • Доступ к залам ожидания бизнес и первого класса (т.н. "Business Lounge"). Также сомнительная привилегия - человек, могущий позволить себе быть участником элитного уровня, скорее всего, выберет "сверхкороткую стыковку", чем соберется принимать душ и отправлять факсы в транзитном аэропорте.

    Как ни странно это почти все...

    И все-таки плюс или минус?

    Попробуем подвести итоги данной публикации. Вам могло показаться, что автор относится со скепсисом ко всем программам подобного рода, но это далеко не так. Автору хотелось избавить читателя от "ложного" оптимизма: "Что де вступлю в бонусную программу, куплю сегодня билет за $299, а следующий получу со скидкой в 75%!". А где бывает бесплатный сыр Вы, надеюсь, знаете не хуже меня. Конечно, если Вам волею судьбы необходимо летать в Цюрих три раза в месяц - вступайте в программу авиакомпании, которой Вы летаете чаще. НО...

    1. Если Вам приходится летать на разных направлениях и разными компаниями, то, получив карточки на все из них, скорее всего больших призов не заработать. Куда разумнее выбрать одну или две компании, чьими прямыми и стыковочными рейсами летать в Ваши пункты удобнее всего и копить очки только на них.
    2. Имейте в виду, что "связав" свои надежды с определенной бонусной программой легко впасть в крайность. Представим себе, что Вам до бесплатного билета осталось набрать всего ничего очков. И вы как раз собрались (очень удачно) в Нью-Йорк. Звоните в авиакомпанию или ее агенту и выясняете, что на необходимую Вам дату билетов по самому дешевому тарифу нет. А соблазн так велик! И вы, купив билет по тарифу на долларов 200 дороже, узнаете, что у другой авиакомпании как раз на Вашу дату действует специальное предложение на 400 долларов дешевле, купленного Вами билета. Бесплатным ли окажется Ваш билет?
    3. Будьте готовы, что за Ваши честно заработанные очки Вам придется сражаться (увы, и такое случается). Близкий друг автора, работая в Риме, отправлял по факсу свой посадочный талон пять раз, чтобы зачислить "забытые" Alitalia-ей баллы (штаб квартира последней в Риме и находится), но справедливости так и не нашел. Представьте, как бы Вы решали эту проблему в Москве.
    4. И самое главное. Не придавайте уж слишком большого значения "бонусным перипетиям", а получайте удовольствие от каждого перелета, к чему наше агентство готово приложить максимум усилий.

    Михаил Денисенко
    06.06.2000

    Источник: Travel.ru

    Смотрите также:

    Новости

    29.10.24 "Аэрофлот" запустил чат-бота для клиентов
    Red Wings начала совершать перелеты из Калуги в Стамбул
    27.10.24 Uzbekistan Airways будет выполнять рейсы из Ташкента в Ханчжоу
    Hainan Airlines начала летать между Владивостоком и Пекином
    Первая пивоварня в российском аэропорту открылась в Домодедово
    Группа "Аэрофлот" в зимнем расписании будет совершать рейсы по 33 новым направлениям
    Air Arabia предлагает транзитные перелеты из Казани в Австрию и на Мальдивы
    25.10.24 Royal Air Maroc запускает прямые рейсы между Москвой и Касабланкой
    24.10.24 Utair полетит из Москвы в Дубай
    20.10.24 "Россия" возобновила полеты из Москвы в Гавану