Сборы авиакомпаний и аэропортов


    Адрес статьи: www.afisha.ru/article/sbori/

    Сборы авиакомпаний и аэропортов, входящие в стоимость билета, давно уже могут превышать рекламируемый тариф. С тех пор как в мае 2004 года British Airways ввела скромную доплату в £2,50 за перелет, перевозчики открыли для себя неисчерпаемый источник для обогащения — и в этом от них не отстают и правительства иных вполне развитых стран мира.

    Еще каких-то четыре года назад, увидев любой авиатариф, мы могли быть спокойны: фактически именно столько и предстояло заплатить. Максимум цена могла вырасти на несколько десятков долларов за счет аэропортовых сборов, и только в случае международного перелета. Теперь потребитель билетов ни в чем не может быть уверен: объявленная цена запросто может в реальности оказаться вдвое или втрое выше. И узнает он об этом только когда пойдет в кассу или начнет бронирование на сайте — к заявленному по распродаже, скажем, Lufthansa тарифу 8655 р. в Дели добавится сборов еще на 12085 р.

    Свой вклад в то, что продажа авиабилетов превратилась в форменный лохотрон, внесли очень многие — в первую очередь сами авиакомпании, но также и аэропорты, правительства, нефтяные компании, борцы за экологию и даже международные террористы. После атак 11 сентября по всему миру усилился контроль в аэропортах, расходы на который покрываются специальными сборами на безопасность. В США он так и именуется "сбор 11 сентября" — $2,50 за полетный сегмент. Европейские аналоги обычно выше — от 3 до 7 евро в Германии, 4 евро в Италии и Греции, 8 евро в Австрии, 1,60 евро в Испании, 11 евро в Нидерландах. Отдельные авиакомпании собирают дополнительно свою дань за безопасность — к примеру, Lufthansa и Austrian требуют сверху еще по 8 евро за полетный сегмент.

    Но сборы за безопасность — все же мелочи, тем более часто оправданные. Зато некоторые страны вводят налоги, понять которые трудно. Лучший пример — так называемый дополнительный пассажирский сбор (APD), введенный в 2006 году в Великобритании. Российские пассажиры вправе считать себя главными пострадавшими — британское правительство причислило полеты в Россию к дальнемагистральным, за которые берется вчетверо более высокий сбор, чем за европейские: £40 (более $80) в экономе и £80 ($160 с лишним) в бизнес-классе. Почему трехчасовой рейс из Лондона в Петербург — дальний, а пятичасовой в Ларнаку — ближний, знает, наверное, только автор идеи, тогдашний министр финансов, а ныне премьер-министр Гордон Браун. Даже если вы летите из Британии по "ближнему" направлению в Европу, но там делаете пересадку на Россию по тому же билету, вы все равно заплатите британцам все £40 вместо £10. Вероятно, английские власти считают, что ваш полет из Вены в Москву или Ростов радикально ухудшит экологию у них на островах, а потому нужно содрать с вас лишние £30. Не отстают и отдельные аэропорты. Афинский не так давно стал дополнительно к основному своему сбору в 11,86 евро взимать еще сбор на развитие аэропорта — 12 евро для любых европейских направлений и 22 евро для любых неевропейских. Почему пассажир, улетающий не в Европу, должен больше участвовать в святом деле развития афинского аэропорта — тайна за семью печатями. К неевропейским греки отнесли не только Россию, но и Украину. При этом пассажир, отправляющийся рейсом "Аэросвита" до Киева, платит 22 евро, а пассажир того же самолета, который в Киеве пересаживается на другой рейс в Стокгольм — только 12 евро.

    Впрочем, большинство аэропортов и правительств все же ведут себя более прилично и пассажиров за дойных коров не держат. Жителям России в этом плане повезло больше всех: клиенты российских авиакомпаний вообще не платят никаких аэропортовых или пограничных сборов при вылете из российских аэропортов.

    Настоящим же бедствием стали введенные авиакомпаниями топливные сборы. Впервые они появились в 2004 году, после очередного скачка цен на горючее. "Мы хотим, чтобы наши пассажиры знали, что за эту часть стоимости билета отвечаем не мы, а нефтяники", — гордо объясняли авиаперевозчики отдельную наценку в несколько евро и обещали отменить ее, как только цены на нефть упадут ниже $30 за баррель. С тех пор нефтяные цены превысили $100 — и снижения их не ожидается. Казалось бы, авиакомпаниям давно следовало смириться с реальностью и включить топливную доплату в состав основного тарифа, тем более что ситуация дошла до абсурда — доплата уже часто превышает сам тариф. Но перевозчики знай себе накручивают топливный сбор. И неспроста. Первая причина на поверхности — они попросту заманивают пассажира низким формальным тарифом, как торговцы на восточном базаре: главное — затащить покупателя в лавку, а там уж как-нибудь. Но эта причина не основная. Главное — топливные сборы позволяют перевозчикам получать дополнительные деньги просто из воздуха, играя на различии правил для тарифа и сбора.

    Первыми пострадавшими оказались дети. В рассылке авиакомпании Lufthansa обещают на билет в Дели детскую скидку в Дели в 33%. Но только на сам тариф, а сборы ребенок должен оплачивать целиком. В итоге детский билет стоит 17890 р. — только на 14% дешевле взрослого. Так же не повезло прочим льготным категориям путешественников, не говоря уже о корпоративных клиентах, летающим по заранее оговоренным с компанией заниженным тарифам, но оплачивающим сборы в полном масштабе.

    Другой жертвой стали самые лояльные клиенты авиакомпаний. Участников программ для часто летающих пассажиров авиакомпании отблагодарили лишением бесплатных билетов: теперь даже за заработанный призовой билет надо платить — все те же астрономической величины сборы. Фактически приз уполовинен: "бесплатные" билеты на короткие расстояния теперь стоят несколько тысяч рублей, на дальние с пересадкой — около десяти тысяч, а то и больше.

    Только в одном случае большие сборы могут обернуться для пассажира благом — когда приходится отказываться от невозвратного билета. Сборы в этом случае подлежат возврату, и чем большую часть общей суммы они составляют, тем больше денег удастся вернуть. Но много ли пассажиров пойдут сдавать билет, при покупке которого их предупредили, что он невозвратный? А для пассажиров российских авиакомпаний это теперь вообще не имеет значения, поскольку по новым правилам возвратными являются все билеты в полном объеме. После ликвидации этого единственного для пассажиров плюса топливные сборы у российских перевозчиков стали стремительно расти.

    Резко уменьшилась привлекательность полетов с пересадкой, которые еще недавно были самыми дешевыми. Формально тарифы таких полетов остались низкими, но делать такую же скидку на сборы никто не собирается (приятное исключение — Swiss). Каждая пересадка — новый букет сборов. К примеру, тариф "Аэрофлота" в Дели почти вдвое выше тарифа Lufthansa — 14235 р. Но в реальности заплатить придется заметно меньше — 17698 р. против 20740 р. у Lufthansa, поскольку рейс "Аэрофлота" прямой, а его топливные сборы на дальние расстояния щадящие — всего 35 евро за сегмент.

    Последний писк доплатной моды — сбор за сам факт оформления перевозки, так называемый сервисный сбор. Его сейчас массово вводят компании, не желающие платить комиссию агентам и перекладывающие ее на плечи пассажиров. Причем сбор берется, даже если никаких посредников нет: Finnair ничтоже сумняшеся требует за покупку билета на ее сайте дополнительно еще 20 евро, SAS и Austrian — 10 евро, Lufthansa — 14 евро. А в кассах эти суммы обычно еще выше. Другие компании вводят сборы за платеж по кредитной карте, чтобы не терять на комиссии банку-эквайеру, а, наоборот, заработать самим. Иные вообще не считают нужным расшифровывать, за что они берут сборы, ограничиваясь только указанием общей суммы. Из российских перевозчиков полный расклад публикуют только "Сибирь", "Трансаэро", "Аэрофлот–Дон", "ВИМ-авиа", "Уральские авиалинии" и "Владивосток Авиа".

    По счастью, некоторые государства уже ограничивают весь этот беспредел. Во многих европейских странах запрещено рекламировать тарифы без сборов. Теперь один и тот же тариф Swiss на российском сайте компании показывается без сборов, а на швейцарском — уже со сборами. В США и вовсе запрещено отделять топливные сборы от тарифа, и американским пассажирам почти все вышеперечисленные проблемы просто незнакомы. По этой причине билеты за мили стоит по возможности оформлять на рейсы американских перевозчиков: сборы будут минимальны. Правда, некоторые из них не упускают случая ввести сборы, продавая билеты в Европе: билет Delta Нью-Йорк — Париж — Нью-Йорк стоит $550 + $75 сборы, а Париж — Нью-Йорк — Париж — $290 + $335 сборы; недавно та же Delta начала в тестовом режиме брать топливный сбор при полете за мили из Европы. В России пока подобными законами и не пахнет, и мы, видимо, еще долго будем получать рекламные рассылки с ценами вдвое ниже реальных.

    Юрий Плохотниченко
    01.04.2008

    Источник: Афиша-Мир

    Смотрите также:

    Новости

    10.01.25 Air Arabia будет выполнять рейсы между Сочи и Шарджей
    27.12.24 Мили "Аэрофлот Бонус" можно использовать для покупки билетов на рейсы "Победы"
    19.12.24 Air China будет летать между Минском и Сианем
    17.12.24 "Аэрофлот" открывает продажу субсидированных авиабилетов на 2025 год
    13.12.24 Wizz Air предлагает купить годовой абонемент на полеты
    12.12.24 S7 Airlines разрешила делиться статусными милями
    09.12.24 "Аэрофлот" открывает рейсы из Москвы в Улан-Удэ
    02.12.24 "Якутия" проводит однодневную распродажу авиабилетов
    01.12.24 "Ямал" будет летать из Москвы в Новый Уренгой
    Появился новый бессрочный уровень в программе лояльности "Аэрофлот Бонус"