Что делать, если авиакомпания отменила рейс


    Авиакомпании иногда по разным причинам отменяют рейсы. Что делать, если вам сказали, что полета не будет?

    Почему авиакомпании отменяют рейсы

    Авиакомпания может отменить рейс за несколько дней до вылета. Причины могут быть разными: от неисправности самолета до забастовки персонала. В случае отмены полета, инициированного авиакомпанией, пассажирам предлагают два варианта: перебронировать билет на другой рейс этого или другого перевозчика - партнера по альянсу, или сдать билет и полностью вернуть потраченные на него деньги.

    При отмене рейса "туда" деньги за билет обратно вам вернут, только если на оба перелета оформлен единый билет. При транзитных рейсах, вам также вернут полную сумму, если на весь маршрут был выписан один билет. Если же вы купили два билета, и то деньги удастся вернуть только за отмененный рейс, а билет на другой рейс придется сдавать по правилам тарифа. Однако есть нюанс: когда отмена застает вас на пути - во время пересадки в транзитном аэропорту - авиакомпания обязана обеспечить вам возвращение домой и выплатить компенсацию, если вы докажете, что поездка потеряла смысл.

    За деньгами нужно обращаться туда, где вы приобрели билет - в агентство, или если проездной документ приобретен непосредственно у авиакомпании - к перевозчику (контакты авиакомпаний, выполняющих рейсы в Россию).

    Что делать при отмене рейса в аэропорту

    Прежде всего стоит обратиться к сотруднику авиакомпании, он должен сообщить, какие предлагаются варианты. Как правило, служащего можно встретить на стойке регистрации авиакомпании или в представительстве авиаперевозчика. Если не удается найти нужного сотрудника самостоятельно, необходимо обратиться в справочную службу аэропорта.

    Всю ответственность должен взять на себя авиаперевозчик, если рейс не будет выполняться по его вине: авиакомпания решила, что рейс будет ей невыгоден, возникли технические проблемы или экипаж не готов к полету, обнаружились проблемы с расписанием и прочее.

    Во всех этих случаях авиакомпания обязана предложить пассажиру другой вариант перелета. По российским и европейским законам, если туристу приходится провести в аэропорту какое-то время, перевозчик должен обеспечить все те же удобства, которые полагаются при задержке рейса: напитки, питание и ночлег. В других странах мира предоставление дополнительных услуг зависит от собственных правил авиакомпании.

    Если существуют так называемые обстоятельства непреодолимой силы - полету помешали стихийные бедствия, война, возникли другие обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью пассажиров - авиакомпания не несет ответственности за отмену рейса. Тем не менее перевозчик обычно все равно старается помочь своим пассажирам. В таких ситуация также стоит искать представителя авиакомпании и выяснять все возможные варианты действий.

    В любом случае, попав в неприятную ситуацию, вы должны максимально тщательно собирать все документы: чеки за еду в ресторанах аэропорта, счета за оплату гостиницы и транспорта до отеля. Если авиакомпания не исполняет своих обязательств, стоит постараться сфотографировать или записать на видео обстоятельства происходящего, найти свидетелей, способных все подтвердить, и записать их контактные данные. Все это может пригодиться вам, если вы решите обратиться за компенсацией.

    С отменой рейса может столкнуться любой пассажир
    С отменой рейса может столкнуться любой пассажир

    Сообщение об отмене рейса на табло
    Сообщение об отмене рейса на табло

    Авиакомпания обязана позаботиться о транзитных пассажирах с отмененных ресов
    Авиакомпания обязана позаботиться о транзитных пассажирах с отмененных ресов


    Компенсация при отмене рейса

    В России ситуацию с отменой рейса регулируют Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". Согласно этим правилам, компенсации за отмену рейса не полагаются, однако пассажир может потребовать предоставить ему альтернативный билет или обеспечить возврат денег за отмененный рейс. При этом другой рейс находит авиакомпания. Если иного варианта для вас не подобрали, вы можете предложить авиакомпании оплатить вам найденный самостоятельно перелет, но вам придется доказать, что у вас есть острая необходимость в этой поездке.

    Для рейсов, прибывающих или вылетающих их стран Европейского Союза, действует правило: если сообщение об отмене поступило менее чем за 14 суток до вылета и это не связано с форс-мажорными обстоятельствами, пассажиру полагается компенсация.

    При отмене рейса в срок от 13 до 7 суток до даты путешествия, если предложенный альтернативный вариант маршрута позволит вылететь не более чем на 2 часа раньше и прибыть в пункт назначения не менее чем на 4 часа позже запланированного или если рейс был отменен менее чем за 7 суток и вылет состоится не более чем на час раньше, а прибытие - не менее чем на 2 часа позже первоначального плана, то размер компенсации рассчитывается так:

    За рейсы протяженностью более 1500 км - 250 евро, за рейсы внутри Евросоюза протяженностью более 1500 км или рейсы, пересекающие границы Евросоюза протяженностью от 1500 до 3500 км - 400 евро, за все остальные отмененные перелеты вам причитается 600 евро.

    Когда пассажиру предлагают более удобный альтернативный вариант, и его задержка в аэропорту по сравнению с отмененным рейсом составит для перелетов на 1500 км не более 2 часов, при полете в границах Евросоюза на расстояние от 1500 или на других рейсах на расстоянии от 1500 до 3500 км не более 3 часов, на всех прочих перелетах - не более 4 часов, указанные суммы компенсации сокращаются наполовину.

    В других странах мира обычно действуют правила, схожие с российскими.

    Куда жаловаться при отмене рейса

    Если ваши права не были соблюдены, вы имеете право подать претензию в авиакомпанию и, если она не будет удовлетворена, обратиться в суд. Судебное разбирательство будет проходить в той стране и по правилам той страны, где произошел инцидент.