Авиабизнес в стиле мини


    Адрес статьи: aviaglobus.ru/2012/08/17/3111/

    В наше время малому бизнесу живется непросто. Чаще всего, встав на ноги, небольшие предприятия моментально попадают в поле зрения гигантских корпораций и, в конечном счете, уступают их натиску. Отрасль пассажирских авиаперевозок в этом плане не является исключением. Впрочем, мини-авиакомпании, распоряжающиеся подчас лишь парой-тройкой самолетов, все-таки существуют, а некоторые из них даже процветают.

    Малы, да удалы

    В начале июня жители Исландии узнали о новой бюджетной авиакомпании WOW Air и с первого взгляда полюбили ее, "изменив" главному авиаперевозчику страны Iceland Express. "Вау-эффект" был достигнут, во многом, благодаря высокой пунктуальности авиакомпании. В июне девять из десяти рейсов WOW Air из главного аэропорта Исландии - Кефлавик - выполнялись точно по расписанию, а оставшиеся 10% задерживались всего на несколько минут. Здесь стоит сказать, что флот WOW Air, летающей по 13 направлениям, на данный момент состоит всего из двух самолетов Airbus A320, взятых в лизинг. Они носят креативные названия WOW Force One и WOW Force Two (по аналогии с Air Force One и Air Force Two - самолетами, на борту которых находятся президент и вице-президент США соответственно).

    Несмотря на свои скромные размеры, WOW Air отличает довольно высокий уровень комфортности (20 кг багажа и целых 80 см межкресельного расстояния), а также практически индивидуальный подход к пассажирам. В частности, такой "фишкой", как персональный сомелье, отбирающий для рейсов WOW Air лучшие сорта вина, не могут похвастаться и авиакомпании-гиганты. Такой нестандартный подход к делу, пожалуй, обусловлен составом руководства компании: среди CEO WOW Air - молодые менеджеры, примерно половина из которых ранее никак не была связана с авиацией, а занималась венчурными инвестициями, новыми технологиями и телекоммуникациями.

    Сложно сказать, долго ли продержится на авиарынке Исландии столь небольшая, но чрезвычайно амбициозная компания, как WOW Air. Впрочем, в своей деятельности ее владельцы могут вдохновляться примерами успеха десятков подобных предприятий в разных уголках планеты. Так, среди жителей американского штата Род-Айленд успехом пользуется авиакомпания New England Airlines, которая на протяжении последних 40 лет, как заявлено на ее сайте, служит для жителей небольшого острова Блок-Айленд "связующей нитью" с "большой землей". Перелет в городок Вестерли занимает всего 12 минут и обходится в $49 в одну сторону. В распоряжении New England Airlines - аж семь самолетов (два Britten-Norman Islander, три Piper Cherokee 6 и один Piper Archer).

    Особенно часто мини-авиакомпании встречаются в развивающихся странах. Так, небо над Бутаном начала бороздить Druk Air лишь с одним 18-местным Dornier 228-200, который выполнил 14 января 1983 года свой первый исторический рейс в один из сложнейших высокогорных аэропортов мира, окруженного пятью горами - Паро (Королевство Бутан, Гималаи). Через пять лет авиакомпания обновила свой парк на самолеты BAe-146, а сегодня эксплуатирует - два Airbus A319 и ATR 42-500 на 6 международных маршрутах.

    По версии составителей путеводителей Frommer's, авиакомпания Druk Air является одним из лучших малых авиаперевозчиков мира. "Короткие перелеты (всего семь направлений) позволяют пассажирам вблизи рассмотреть гору Эверест, одновременно поедая бесплатное острое карри", - говорится в пояснении к рейтингу Frommer's.

    В Коста-Рике же, по данным того же источника, внимания заслуживает авиакомпания Nature Air. Помимо всего прочего, ее отличают забота об экологии (компания спонсирует проекты по восстановлению леса), а также необычайно большие панорамное остекление 12-19 местных самолетов - Cessna 208B Grand Caravan и De Havilland Canada 6-300.

    В наше время малому бизнесу живется непросто. Чаще всего, встав на ноги, небольшие предприятия моментально попадают в поле зрения гигантских корпораций и, в конечном счете, уступают их натиску. Отрасль пассажирских авиаперевозок в этом плане не является исключением. Впрочем, мини-авиакомпании, распоряжающиеся подчас лишь парой-тройкой самолетов, все-таки существуют, а некоторые из них даже процветают.

    Впрочем, когда речь идет о подобных авиаперевозчиках, в первую очередь на ум приходят райские картинки маленьких тропических островков, меж которыми столь же маленькие самолеты развозят туристов. Ярким примером является частная St.Barth Commuter, четыре "Сессны" которой курсируют между островом Святого Мартина и соседним островом Святого Барта. 15-минутный авиаперелет является хорошей альтернативой поездке на катере благодаря доступной цене ($70 в одну сторону) и объему получаемых впечатлений - на острове Святого Барта самолет садится между двумя вулканическими холмами, пролетая всего в нескольких десятках метров над головами отдыхающих на пляже.

    Много мини-компаний среди чартерных перевозчиков. "Вы не видели ни одной чартерной компании, подобной нашей", - хвастаются на своем сайте служащие Small Planet Airlines, действующей на рынках Литвы, Польши, Италии и Британии. Далее они поясняют, что инновационность их подхода к делу состоит в оправданном риске, экономии не в ущерб качеству сервиса, "работе с душой и с головой", а также наслаждением своей деятельностью. Такой подход помог Small Planet Airlines достичь определенного успеха в своей нише, который позволяет не стоять без дела ее восьми самолетам - шести Boeing 737-300 и двум Airbus 320.

    Проблемы роста

    В своей деятельности малые авиакомпании сталкиваются с целым рядом трудностей, не характерных для лидеров индустрии. Во-первых, часто пассажирам трудно найти билеты на их рейсы - крупнейшие агрегаторы, такие как, например, Kayak, SkyScanner и Momondo, не отражают в своих системах предложения мини-авиакомпаний. Узнать о рейсах и заказать билеты на них можно только на интернет-порталах самих авиаперевозчиков. А это, естественно, негативно сказывается на объемах продаж.

    Есть еще одна трудность. Чтобы минимизировать риски отмены полетов по техническим причинам, малые авиакомпании, желательно, должны владеть только новыми самолетами, что, естественно, наносит серьезные удары по их бюджетам. Вместе с тем, даже новые самолеты не являются гарантией отсутствия проблем. Иногда самолеты все-таки выходят из строя или, например, застревают в другом аэропорту по причине нелетной погоды, из-за чего следующий рейс откладывается на неопределенное время. Для того чтобы всегда выполнять свои обязательства перед пассажирами, авиакомпания должна иметь возможность обеспечить экстренную замену воздушного судна. Однако одно дело, когда резервный самолет имеет крупная авиакомпания, и другое - мини- или микроавиаперевозчик - аренда места для резервного самолета, 90% времени стоящего в ангаре, может быть для нее проблематичной.

    Принимая во внимание эти факторы, малые авиаперевозчики начинают экономить на всем, кроме безопасности, в большинстве случаев фактически работая по схеме лоу-кост авиакомпаний. Из-за этого пассажирам, выбравшим WOW Air вместо, например, Lufthansa, надо быть готовыми к доплате за обед, дополнительный багаж, приоритетную регистрацию и прочие опции. Кроме того, в случае форс-мажора, вроде длительных задержек рейса, рассчитывать на уровень компенсации, аналогичный тому, что предоставляет, например, Emirates, не приходится. Впрочем, и небольшие авиаперевозчики должны действовать в рамках закона, так что без минимальной поддержки ожидающих вылета пассажиров в любом случае не оставят.

    В итоге свою независимость сохраняют лишь единицы - большинство рано или поздно прячется "под крыло" лидеров авиаиндустрии. Правда, есть и еще один вариант - постепенно укрупняться и самим вторгаться в число лидеров. Яркий пример - Virgin Atlantic, которая начинала с одним подержанным арендованным самолетом Boeing 747-200, а сегодня имеет в своем распоряжении около 40 ЛА, летает в 35 городов мира, является чуть ли не главным конкурентом British Airways и неизменно занимает лидирующие позиции в рейтингах предпочтения авиапассажиров.

    Добиться таких результатов Virgin Atlantic удалось во многом благодаря нестандартному подходу основателя корпорации Virgin Ричарда Брэнсона к делу. По его словам, в первые годы своего существования авиакомпания постоянно нарушала общепринятые правила и делала то, чего от них никто не ожидал. Например, время полета пассажиры могли скоротать в полноценном баре с большим выбором напитков. Кроме того, им предлагалось воспользоваться услугами массажистов. А развлекательный контент на экранах, вмонтированных в спинку кресел, был куда лучше и богаче обычного. Кроме того, немало внимания было уделено рекламе, столь же нестандартной. Во время запуска авиакомпании сэр Бренсон совершил ряд авантюр, вроде кругосветного перелета на воздушном шаре, что позволило бренду Virgin попасть на первых полосы большинства газет. Традиционная, прямая реклама также была необычайно дерзкой и запоминающейся. В итоге при меньших затратах владельцы Virgin Atlantic получали от рекламы большую отдачу, чем их конкуренты. Однако, главное, что помогло Virgin Atlantic войти в число лидеров - это методика управления крупной компанией так, как если бы она была небольшой.

    Как считают в руководстве авиакомпании Virgin Atlantic - малый бизнес способен быстро приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и может позволить себе индивидуальный подход к обслуживанию клиентов, что и не снилось транснациональным корпорациям.

    Отечественным "живопыркам" подрезают крылья

    В России малым авиакомпаниям живется куда сложнее, чем на Западе. Причина - в позиции властей по этому вопросу. В сентябре прошлого года, после катастрофы Як-42 под Ярославлем, тогдашний президент Дмитрий Медведев потребовал радикально сократить количество действующих в России авиаперевозчиков. Эту идею активно поддержал тогда вице-премьер Сергей Иванов, назвавший малые авиакомпании "живопырками". "Компании, которые владеют двумя-шестью самолетами, не должны работать на рынке пассажирских перевозок", - заявил он тогда. После этого Министерство транспорта начало разработку поправок в законодательство страны.

    Изначально предполагалось ввести с 1 января 2012 года правило, согласно которому авиакомпании на магистральных линиях должны будут иметь не менее десяти однотипных (по вместимости и возможности осуществления дальних перевозок) ЛА, а с 1 января 2013 года - не менее 20 однотипных судов. Вместе с тем, министерство экономического развития дало отрицательное заключение на проект изменений - после вступления новых норм в силу большинству авиакомпаний пришлось бы уйти с рынка, что неизбежно привело бы к ослаблению конкуренции и росту цен на билеты.

    В итоге было решено отказаться от столь радикальных мер. Теперь предполагается, что если планируется выполнять регулярные рейсы на самолетах вместимостью более 55 человек, то компания должна иметь в парке не менее восьми таких судов. Если вместимость судов от 20 до 54 мест, то нужно иметь как минимум три таких самолета. А для лайнеров вместимостью менее 20 мест ограничения и вовсе нет. Такие требования, как отмечают эксперты, удовлетворяют подавляющее большинство российских авиаперевозчиков. Впрочем, вопросы к самой сути реформы остаются, ведь безопасность полетов с размерами авиапарка той или иной компании никак не связана.


    27.08.2012

    Источник: Аviaglobus

    Смотрите также:

    Новости

    28.08.23 Бутан наполовину уменьшил туристический сбор
    11.07.23 В Бутане снизили сумму сбора для некоторых туристов
    30.06.22 Бутан начнет принимать туристов в сентябре
    13.03.15 В 2015 году Бутан побьет два рекорда Книги Гиннесса
    10.04.14 Бутан предлагает новые трекинговые маршруты
    12.01.14 Неочевидные законы, которые туристы могут нарушить
    20.08.13 В сентябре в Бутане проходят красочные праздники
    22.03.13 Бутан открыл русскоязычный сайт для туристов
    17.10.12 Посещение Бутана - все проще и все интереснее
    20.07.12 Бутан привлекает все больше туристов